пятница, 28 июля 2017 г.

Мы познаем только то, что создаем


Мы познаем только то, что создаем. Этот принцип известен каждому, кто соприкасался с теорией познания Канта. Уведу этот вопрос в практическую плоскость и постараюсь объяснить, почему важно не просто читать книги, смотреть фильмы, но размышлять над ними и проговаривать то, что поняли, а еще лучше записывать.
По сути, знание не является нашим, если мы вновь его логически не сконструировали из цепочек слов и предложений. Если мы объяснили ребенку, как построить пирамиду, и попросили его повторить то, что мы продемонстрировали, а ребенок не смог этого сделать, значит он не усвоил. Что значит повторить? Это вновь создать проект, и если ребенок создал его, значит он познал.
То же самое относится к каждому из нас. Если человек прочитал книгу, но не воссоздал этого знания хотя бы в краткой форме, значит он не усвоил так, как нужно было бы усвоить. Беда порой не в том, что мы мало читаем книг, а в том, что не размышляем над прочитанным и не проговариваем или не записываем мысли о прочитанном или услышанном.
Когда читаю лекции, часто спрашиваю студентов, поняли они идею или нет. Обычно слышу утвердительные ответы. Прошу студентов проговорить, что они поняли, или дать определение тому или иному понятию. И вот здесь возникает длительная пауза и неразборчивые «…м…мм» и «…э…ээ». Если человек не может вновь создать идею, с помощью слов и предложений положить пределы, чем она является, а чем нет (дать определение), то значит он не познал то, что ему доносится.
Именно поэтому важно вести дневник, в котором будете записывать мысли, размышления, осмысление своей жизни. Также важно вести свой блог или делиться мыслями в социальных сетях, – это оттачивает знания и понимание тех или иных вопросов. Пусть не все ваши мысли правильные, и кто-то их не так поймет, но вы мыслите, – значит существуете.

Этот принцип хорошо виден на примере слов Христа в нагорной проповеди, где Иисус сказал: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28). Другими словами, идет мужчина домой к своей супруге, мимо проходит много женщин, но они никаким образом с ним не связаны. Но если мужчина остановит свой взгляд на красивой (по его мнению) женщине, создаст с ее образом какие-то картины, то она станет частью его, потому что мы познаем только то, что создаем. Эта женщина пройдет мимо, и скорее всего мужчина никогда ее больше не увидит, но он уже идет домой не один – они вдвоем, ее образ в его разуме. Мужчина приходит домой и ложится в постель со своей женой, но они не вдвоем, а втроем, так как та женщина стала частью его.
Если мы не хотим познать что-то, нам не нужно вновь создавать это, и наоборот, если желаем, чтобы что-то стало частью нас, значит нам нужно создать эти образы. Именно поэтому важно размышлять над Словом, а не просто читать его. Что происходит, когда мы говорим, что получили откровение? – Слово Божье в нас воссоздалось, оно стало нашим, мы усвоили его. 

Важно идеи и впечатления перевести в логос, придать им форму. Описывая и структурируя мысли, мы управляем и владеем ими. Если мы записываем свои мысли, значит мы сознательно и ответственно относимся к ним, это и определяет разумность человека, его интеллект. Проговаривание и осмысление полученной информации – это и есть активная форма познания.
Поэтому я рекомендую конспектировать проповедь, после прочтения книги писать краткое изложение того, что поняли, делиться в социальных сетях мыслями и откровениями. Почему? Потому что записывая свою мысль, вы вновь осмысливаете ее, вновь создаете, а значит познаете и лучше усваиваете.
Не менее важно сделать следующее: донести свои мысли и идеи до другого человека. Записать – это пассивная стадия познания, а донести свое знание до других, научить их и сделать с ними то, что делаем мы сами – это и есть апогей познания. Одна из причин, почему Иисус сказал, чтобы мы научили всех людей, потому что, уча других, мы доходим до такой стадии, что сами начинаем понимать то, о чем учим.
Павел писал Тимофею: «Что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 2:2). Здесь видна вся цепочка: Павел слышал, писал об этом и передавал другим, чтобы они не просто приняли информацию, а были способны усвоить ее и передать дальше.

Так что, друзья, делитесь своими мыслями в соцсетях, ведите блоги, дневники, рассказывайте о своих откровениях членам семьи, друзьям на работе, братьям и сестрам в домашних группах. Это важно прежде всего для вас.

Комментариев нет: